Среда разработчика Lazarus

Интерфейс среды разработчика

Lazarus — это Интегрированная среда разработки, включающая в себя среду визуального программирования. Здесь программист получает возможность не просто создавать программный код, но и наглядно (визуально) показывать системе, что бы он хотел увидеть.

Технология визуального программирования позволяет строить интерфейс будущей программы из специальных компонентов, реализующих нужные свойства. Количество таких компонентов достаточно велико. Каждый компонент содержит готовый программный код и все необходимые для работы данные, что избавляет программиста от создания того, что уже создано ранее. Подобный подход сокращает время написания программы. Кроме того, быстрота создания программного кода в Lazarus достигается за счёт того, что значительная часть текста формируется автоматически.

Lazarus сочетает в себе компилятор (Free Pascal), объектно-ориентированные средства визуального программирования и различные технологии, облегчающие и ускоряющие создание программы.

После запуска Lazarus на экране покажется окно. В верхней части этого окна размещается главное меню и панель инструментов. Слева расположено окно инспектора объектов, а справа — окно редактора исходного кода.

Если свернуть или сдвинуть окно редактора, то станет доступным окно формы.

Работу над программой в среде визуального программирования условно можно разбить на две части. Первая — это создание внешнего вида (интерфейса) будущей программы, вторая — написание программного кода. Окно инспектора объектов и окно формы нужны для создания интерфейса программы, а редактор исходного кода — для работы с её текстом. Файлы, из которых в результате получается программа, называют проектом.

Главное меню Lazarus

Все команды, необходимые для работы в среде Lazarus, содержатся в главном меню. Доступ к командам главного меню осуществляется одинарным щелчком левой кнопкой мыши.

Работа с файлами в среде Lazarus осуществляется при помощи пункта меню Файл.

Команды этого пункта меню можно разбить на группы:

создание новых файлов — Создать модуль, Создать форму, Создать. . . ;

загрузка ранее созданных файлов — Открыть. . . , Возвратить, Открыть недавнее;

сохранение файлов — Сохранить, Сохранить как. . . , Сохранить все;

закрытие файлов — Закрыть, Закрыть все файлы редактора;

удаление файлов из каталога — Очистить каталог. . . ;

вывод на печать — Печать. . . ;

перезагрузка среды — Перезапуск;

выход из среды — Выход.

 

Команды, предназначенные для редактирования текста программного кода, собраны в меню Правка. В основном, это команды, характерные для большинства текстовых редакторов:

команды отмены или возврата последней операции — Отменить, Вернуть;

команды переноса, копирования и вставки выделенного фрагмента текста в буфер — Вырезать, Копировать, Вставить;

команды, работающие с выделенным блоком текста — Сдвинуть блок вправо, Сдвинуть блок влево;

команды смены регистра — Верхний регистр выделения, Нижний регистр выделения;

команды выделения фрагмента текста собраны в группе команд выделения;

Команда Сортировать выделенное. . . открывает диалоговое окно, в котором можно установить параметры сортировки текста в выделенном фрагменте.

 

Далее будут перечислены специфические команды редактора программного кода Lazarus из меню Код.

Команда Закомментировать выделенное добавляет в начале каждой строки выделенного фрагмента два символа «косая черта», что превращает выделенный текст в комментарий, команда Раскомментировать выполняет обратное действие. Команда Заключить выделенное в. . . приводит к открытию диалогового окна, в котором пользователь может выбрать конструкцию языка программирования, в которую будет заключён выделенный фрагмент текста.

Команды меню Поиск также можно разделить на группы. Первая группа — это непосредственно команды поиска и замены, вторая — команды перехода, а третья — работа с закладкой. В четвёртой группе объединены команды поиска, замены и перехода в выделенном фрагменте. Большинство из этих команд используются в текстовых редакторах, смысл остальных понятен из названия.

Пункт меню Вид применяют для настройки внешнего вида среды программирования.

Первая группа команд открывает или активизирует следующие окна:

Переключить модуль/форму – активизирует либо окно редактора, либо форму, то есть ее визуальное представление;

Инспектор объектов — окно, с помощью которого можно описать внешний вид и поведение выделенного объекта;

Редактор исходного кода — окно, в котором можно создавать и редактировать текст программы;

Обозреватель кода — содержит общую информацию о проекте;

Редактор FPDoc — редактор шаблонов;

Браузер кода — окно проводника проекта.

Назначение команды Зависимости модуля говорит сама за себя.

Команда Компоненты позволяет искать и выбирать компоненты, для размещения на форму.

Командой Окна отладки пользуются во время отладки программного кода. Здесь можно вызывать Окно наблюдений, Окно отладчика, просматривать точки останова и значения переменных в процессе выполнения программы.

 

Команды пункта меню Проект предназначены для выполнения различных операций с проектом:

команды создания проекта — Создать проект и Создать проект из файла;

Команды Модули. . . и Формы. . . выводят список модулей и форм текущего проекта и позволяют выбрав нужный элемент, переместиться в соответствующее окно.

команды вызова ранее созданного проекта — Открыть проект, Открыть недавний проект, Закрыть проект;

команды сохранения проекта — Сохранить проект, Сохранить проект как. . . , Опубликовать проект;

команды управления проектом — Инспектор проекта, Настройка проекта. . . , Параметры компилятора и т. д.

 

Команды, позволяющие запускать проект на выполнение и выполнять его отладку, содержатся в пункте главного меню Запуск:

Собрать — сборка программы из откомпилированных файлов;

Собрать всё — скомпоновать все файлы проекта;

Быстрая компиляция — компиляция файлов программы;

Запуск — запуск проекта с помощью отладчика (компиляция, компоновка и исполнение);

Пауза — приостановка выполнения программы до нажатия любой клавиши;

Шаг со входом — режим пошагового отладочного выполнения программы со входом в вызываемые процедуры и функции;

Шаг в обход — режим пошагового отладочного выполнения программы без входа в вызываемые процедуры и функции;

Шаг с выходом — подразумевает, что если в строке нет вызовов функций, то остановки происходят, как при «Шаг в обход«. Если в строке есть выражение, то остановка происходит вначале перед строкой, затем перед вычислением каждой функции, чтобы мы имели возможность просмотреть значения параметров, передаваемых в функцию;

Шаг в обход до курсора — отладка и выполнение программы в этом режиме осуществляются до оператора, стоящего в строке, помеченной курсором;

Остановить — прерывание выполнения программы;

Параметры запуска – задать параметры запуска и выполнения проекта;

Сбросить отладчик — сброс всех ранее задействованных отладочных средств и прекращение выполнения программы;

Настройка Сборки+Запуска… — настройка параметров компоновки и запуска;

Вычислить/Изменить… — возможность просмотреть значение переменной и/или найти значение выражения в процессе выполнения программы, при необходимости можно изменить значения любой переменной;

Добавить наблюдение… — открытие окна, в котором можно указать переменные и/или выражения, за изменением значений которых следует понаблюдать при отладке программы;

Добавить точку останова — установка в текущей строке контрольной точки; после запуска программного кода отладчик прекратит его выполнение перед оператором, помеченным точкой останова; в программе можно указать произвольное количество таких точек.

Меню Пакет содержит команды управления пакетами и компонентами. Загрузка, компиляция, установка, встраивание в среду.

Пункты меню Сервис применяются для настройки свойств среды программирования.

Работа с окнами в Lazarus выполняется при помощи пункта меню Окна. Названия команд этого пункта совпадают с названиями окон, и выбор любой команды приведет к активации соответствующего окна.

Пункт меню Справка — это справочная информация о системе. Здесь можно вызывать средства справочной системы и выполнять её настройку.

 

Форма и размещение на ней управляющих элементов

Форма приложения

Форма приложения — это проект интерфейса будущего программного продукта. Вначале это окно содержит только стандартные элементы: строку заголовка и кнопки развертывания, свертывания и закрытия. Рабочая область окна заполнена точками координатной сетки. Задача программиста — используя панель компонентов, заполнить форму различными интерфейсными элементами, создавая тем самым внешний вид своей программы.

Команды настройки окна формы находятся в разделе:

Сервис → Параметры → Окружение → Редактор форм

 

Окно кода проекта

Окно редактора Lazarus

Окно редактора тесно связано с формой приложения и появляется вместе с ним при создании нового проекта. Окно редактора по умолчанию находится на первом плане и закрывает окно формы. Переключаться между этими окнами можно командой Вид — Переключить модуль / форму, клавишей F12 или просто щелчком мыши.

Окно редактора предназначено для создания и редактирования текста программы, который создается по определённым правилам и описывает некий алгоритм. Если окно формы определяет внешний вид будущей программы, то программный код, записанный в окне редактора, отвечает за её поведение.

Вначале окно редактора содержит текст, обеспечивающий работу пустой формы. Этот программный код появляется в окне редактора автоматически, а программист в ходе работы над проектом вносит в него дополнения, соответствующие функциям создаваемой программы.

Обратите внимание, что при загрузке Lazarus автоматически загружается последний проект, с которым работал пользователь. Происходит это благодаря отмеченному пункту Открывать последний проект и пакеты при запуске, который находится на вкладке: Сервис → Параметры → Окружение…

Если убрать метку рядом с командой Открывать последний проект и пакеты при запуске, то при загрузке Lazarus будет создавать новый проект.

Настроить окно редактора можно с помощью вкладки Сервис → Параметры → Редактор. . . Для того чтобы установить (отменить) ту или иную настройку, достаточно установить (убрать) маркер рядом с её названием и подтвердить изменения нажатием кнопки Ok.

Как и в большинстве текстовых редакторов, в редакторе программного кода Lazarus предусмотрена работа с шаблонами. Здесь под шаблоном подразумевается автоматический ввод конструкций языка программирования. Например, пользователь вводит символ b, затем символ пробел, а на экране появляется конструкция begin…end. Настройку шаблонов можно выполнить в диалоговом окне, которое появится после выполнения команды Сервис→ Шаблоны кода. . . Например, чтобы заработал рассмотренный шаблон, нужно выбрать (щёлкнуть по нему мышкой) в списке шаблонов строку bbegin…end и установить маркер рядом с командой Включить макросы. Затем в группе команд Автозавершение при обнаружении. . . выбрать слово пробела. Если среди команд автозавершения выбрать конец строки, то шаблон будет появляться в тексте программы после ввода символа b и нажатия клавиши Enter.

Шаблоны можно добавлять, удалять и править. Для этого в окне Шаблоны кода предусмотрены специальные кнопки. В нижней части окна, над кнопками Ok и Отмена, расположено поле ввода и редактирования шаблонов с активным курсором. Если выделить любой шаблон из списка, щёлкнув по нему мышкой, то в поле ввода появится соответствующая конструкция.

Если воспользоваться кнопкой Добавить, то появится диалоговое окно для создания шаблона. Здесь в поле Элемент следует указать символ или группу символов, ввод которых будет связан с создаваемым шаблоном. В поле Комментарий можно дать краткое описание шаблона и нажать кнопку Добавить. Элемент и комментарий к нему будут добавлены в список шаблонов в окне Шаблоны кода. Теперь нужно создать сам шаблон, то есть указать, какая именно конструкция языка появится при вводе элемента в текст программы. Для этого надо выделить вновь созданный шаблон и в поле ввода, расположенном в нижней части окна Шаблоны кода, ввести соответствующий текст.

Например, создадим шаблон для конструкции repeat..until, которая будет добавлена в текст, если пользователь введёт символ r. Выполним следующую последовательность действий:

щёлкнем по кнопке Добавить в окне Шаблоны кода;

в появившемся диалоговом окне Добавить шаблон кода в поле Элемент введём символ r, а в поле Комментарий фразу repeat until, и нажмём кнопку Добавить;

в окне Шаблоны кода выделим в списке шаблонов строку

r — repeat until;

введём в поле ввода, расположенном в нижней части окна, конструкцию языка repeat until;

нажмём кнопку Ok в окне Шаблоны кода.

Для изменения шаблона служит кнопка Правка. Шаблон, который нужно откорректировать, должен быть выделен. Дальнейшие действия аналогичны тем, которые выполняются при создании шаблона.

Для того чтобы удалить шаблон из списка, его нужно выделить, а затем нажать кнопку Удалить.

 

Панель компонентов

Панель компонентов расположена под главным меню.

Доступ к компонентам в Lazarus организован через палитру компонентов, рис. 1.

Рис. 1. Палитра компонентов Lazarus

Палитра компонентов состоит из страниц или вкладок, в которых и находятся компоненты, сгруппированные по некоторому признаку. На рисунке 1 показана страница Standard, в которой расположены наиболее часто используемые, так называемые стандартные компоненты. По названию страницы можно понять, какие компоненты находятся в той или иной вкладке. Например, ясно, что на странице Dialogs находятся компоненты для организации диалога с пользователем.

Компонент — это некий функциональный элемент интерфейса, обладающий определенными свойствами. Размещая компоненты на форме, программист создаёт элементы внешнего вида своей будущей программы — окна, кнопки, переключатели, поля ввода и т.п.

После создания проекта по умолчанию открывается список группы Standard, содержащий основные элементы диалоговых окон. Просмотреть другие группы можно, раскрывая их щелчком по соответствующей вкладке.

Для того чтобы расположить новый компонент на форме нужно сделать два щелчка мышью:

в панели компонентов — для выбора компонента;

в рабочем пространстве формы — для указания положения левого верхнего угла компонента.

 

Инспектор объектов

Окно инспектора объектов располагается слева от окна редактирования. Как правило, оно содержит информацию о выделенном объекте. На рис. 2 представлен инспектор объектов с информацией о вновь созданной форме.

Окно инспектора объектов имеет четыре вкладки: Свойства, События, Избранное, Ограничения, которые используются для редактирования свойств объекта и описания событий, на которые будет реагировать данный объект. Совокупность свойств отображает внешнюю сторону объекта, совокупность событий — его поведение.

Вкладки инспектора объектов представляют собой таблицу. В левой колонке расположены названия свойств или событий, в правой — конкретные значения свойств или имена подпрограмм, обрабатывающих события.

Рис. 2. Окно инспектора объектов

Чтобы выбрать свойство или событие, необходимо щёлкнуть левой кнопкой мыши по соответствующей строке.

Свойства, отображённые в таблице, могут быть простыми или сложными. Простые свойства определены единственным значением. Например, свойство Caption (Заголовок) определяется строкой символов, свойства Height (Высота) и Width (Ширина) — числом, свойство Enabled (Допустимость) — значениями True (Истина) и False (Ложь). Сложные свойства определяются совокупностью значений. Например, свойство Font (Шрифт). Слева от имени этого свойства стоит знак «+». Это означает, что свойство сложное, и при щелчке по значку «+» откроется список его составляющих.

Активизировать значение любого свойства можно обычным щелчком мыши. При этом в конце строки может появиться либо кнопка с символом многоточия, либо кнопка со стрелкой, направленной вниз. Щелчок по многоточию откроет диалоговое окно для установки значений сложных свойств (например Font). Обращение к стрелке приведёт к раскрытию списка возможных значений простого свойства (например Enabled).

Состав и характеристика проекта

Процесс создания программы в Lazarus состоит из двух этапов:

формирования внешнего вида программы, её интерфейса;

написания программного кода на языке программирования Free Pascal, заставляющего работать элементы интерфейса.

Как мы уже выяснили, для создания интерфейса программы существует окно формы, а для написания программного кода — окно редактора. Эти окна тесно связаны между собой, и размещение компонентов на форме приводит к автоматическому изменению программного кода.

Проектом называется совокупность файлов, которые используются для сборки программы. Список этих файлов дан в таблице ниже.

Расширение файла Описание
pas Исходный код на паскале
lpr Исходный код главного модуля
lfm Описание формы
lpi Описание проекта

Содержимое главного модуля и файлов описаний генерируется автоматически.

 

Выполнение проекта

Компиляция и запуск проекта на выполнение: Запуск→Запустить или нажать клавишу F9

Настройка среды и параметров проекта

Настройка среды выполняется в разделе Сервис → Параметры… (Shift+Ctrl+O).

Настройка параметров проекта выполняется в разделе Проект → Параметры проектов… (Shift+Ctrl+F11).

Добавить комментарий